Ангарский Рабочий - Лихие девяностые

Продолжение. Начало в № 6.

Строительство в Мотыгино нового Дома культуры со зрительным залом на 200 мест, причем зал должен быть трансформером, чтобы после массовых представлений его можно было использовать для других мероприятий. Губернатор отметил, что примеры такого преобразования в крае уже есть.

На месте Дома культуры, построенного во многом на общественных началах комсомольцами шестидесятых годов, в ненастное зимнее утро 2000 года мы со слезами на глазах смотрели на груды обгоревших обломков. Прошло двадцать лет и, конечно, пришло время простроить на этом месте современный Дворец культуры, отвечающий всем современным требованиям.

Строительство нового жилья.
В.А. Толоконский не увидел в районном центре большого строительства жилья и дал поручение главе района –
совместно с министерством строительства и лесного хозяйства разработать предложения по стимулированию индивидуального жилищного строительства и организации строительства многоквартирных домов.

Глава района Евгений Габрат («Ангарский рабочий», № 29, 17 июля 2020 года): «Мы обращались в министерство строительства края с рассмотрением варианта строительства брусовых домов из нашего местного пиломатериала, но ответ был однозначен: только кирпичные или панельные здания в целях противопожарной безопасности».

Время идет, и все меняется. Читаем в газете «Аргументы и факты» (№ 43, 21 -
27 октября 2020 года): «Современные технологии позволяют создавать клееные индустриальные конструкции из древесины, которые во время пожара сохраняют несущую способность дольше, чем бетон и металл. А с учетом веса самой конструкции инженерная древесина на 30 % эффективнее железобетона по полезной нагрузке, - рассказывает директор по стратегическому развитию Ассоциации деревянного домостроения Семен Гоголев. – В этом году Минстрой разрешил возводить деревянные жилые дома до 7 этажей, общественные и административные здания - до 3 этажей…. Возведение первого деревянного здания в 10 этажей планируется в 2021 г. в Москве».

Может быть, стоит обратиться в министерство строительства по этому вопросу и внедрить эту технологию в нашем Нижнем Приангарье – в краю ангарской сосны. Тем более, что с 2022 года прекратится экспорт круглого леса и сейчас надо выходить в край с предложениями по организации производств по переработке лесоматериалов у нас в районе.

Жилье для молодых специалистов. В ходе поездки по району Губернатор узнал, что есть молодые специалисты, которые приехали в здравоохранение, но нормального жилья для них нет. Поэтому губернатор решил, что в новом доме Раздолинска, который вскоре сдается в эксплуатацию, край купит десять квартир для молодых специалистов бюджетной сферы района. При наличии хорошего жилья в районе останутся и молодые режиссеры, приехавшие работать в Мотыгинский театр.

Цена на уголь. Губернатор обещал заключить длительное соглашение с «Полюсом» и дать поручение министерству промышленности и энергетики края посчитать прямую себестоимость угля в точке Мотыгино плюс
5 % себестоимости и представить предложения губернатору до 1 сентября.

Строительство общественной бани. Губернатор отметил, что баня в поселке должна быть обязательно, и дал поручение записать в протоколе этот вопрос.

«Убогий храм для тела, или Еще раз о Мотыгинской бане». Так Валерий Южалин назвал свои размышления об этом коммунальном объекте на страницах «Ангарки» (23 января 2007 года). Проблема эта так и не решена. Каждый раз при виде единственной мотыгинской бани невольно возникает мысль, подобная этой: неужели можно прожить в Мотыгино всю жизнь, так и не помывшись в нормальной бане, отвечающей всем человеческим требованиям: культурным, экологическим, духовным, эстетическим нормам современной цивилизации?

Полноценная баня немыслима без парной, березового веника. Прогревание в парной усиливает иммунитет, снимает напряжение, усталость, а воздействие березового, хвойного веника оказывает массажные, фитотерапевтические действия на весь организм, как говорят в народе, изгоняет хворь. Но самое главное, что общественная баня –
это объект, где люди разных сословий могут пообщаться, встретить давнего товарища, узнать новости.

До перестройки баня Ангарской экспедиции примерно отвечала требованиям полноценной бани: просторный зал ожидания, буфет с обязательным квасом и газировкой (пива в те времена в ассортименте Мотыгино не было вообще), просторная парилка с сухим паром. Там действительно можно было пообщаться, узнать новости. Помню, во времена военкома полковника Щукина у меня произошел довольно забавный эпизод. В раздевалке товарищ Щукин обратился ко мне с вопросом: «Что-то, товарищ Забиров, вы быстро моетесь»? Я ответил: «Вот дослужусь до Вашего звания, товарищ полковник, и тоже буду мыться долго». Присутствующие оценили шутку и посмеялись. И вот, после небольшой паузы, военком обращается ко мне с вопросом: «А когда вы, товарищ Забиров, были последний раз на военных сборах»? И тут уж раздался настоящий дружный хохот (военные сборы были для нас, офицеров запаса, далеко не радостным событием). А второй случай произошел тоже с военкомом, полковником Приталюком. Сидим мы в парилке, и Приталюк говорит: «Сейчас видел на автобусной остановке Несмеянова в военной форме. Ну, человек-человеком»! Вот так-то.

Кстати, в разных странах бани называются по-разному, отличаются внешним видом и правилами посещения, но всех их объединяет одно: пар, омовение несут физическое улучшение здоровья, а общение в банях массового посещения имеет и психологический эффект: расслабление, снятие стресса. 

Губернатор В.А. Толоконский при посещении Мотыгино отметил, что «баня в поселке должна быть обязательно». И действительно, все мы с ним согласны. Так давайте же разрешим эту проблему, уходящую в прошлое столетие, и построим не убогий, а настоящий храм для души и для тела. И, как выражается Валерий Южалин, не кирпичный сарай, окруженный котельной, гаражом, автодорожным узлом, а современный комплекс, расположенный в красивом месте, например, в районе первой школы.

Глава края обратился к главе района О.О. Размысловой с просьбой максимально проникнуться предстоящими задачами и совместно с депутатом Законодательного собрания края А.А. Симановским выработать оптимальные предложения. Он поручил Оксане Олеговне сформулировать и представить ему программу по экономическому потенциалу района (рост производства, инвестиций, налоговой отдачи) на ближайшие три года. Там же должен быть указан базовый подход, заключение трехсторонних соглашений (район, предприятие, край). Губернатор обозначил главе района представить ему к 21 августа 2017 года принятые в ходе его поездки решения. 27 сентября он ушел в отставку.

(Продолжение следует)